Четверг, 28 марта 2024
  • Водохранилища Калужской области
    Отчеты, информация о клеве
  • Реки Калужской области
    Вся информация о рыбалке на реках Калужской области
  • Снасти для рыбалки
    Поможем подобрать снасти
  • Оснащение для рыбалки
    Рейтинги, советы, описание
  • Рыбы Калужского края
    Где? Когда? Чем? На что?

Как рождается спиннинг…

  • Опубликовано: 01.05.2016, 01:47
  • Автор: Юрий Заславский
  • Просмотров: 11035

Надсадно взревев моторами, самолет отрывается от земли. Сделав круг, воздушный лайнер берет курс на восток. Мой путь лежит в Корею. Именно в этой стране к 1993 году было сосредоточено большинство предприятий-производителей рыболовных снастей. Корея в ныне далекие восьмидесятые была «Китаем в миниатюре», активно развиваемая Японией и США.

К 1993 году в Южной Корее работало несколько сот заводов, выпускающих всевозможную рыболовную продукцию. Золотое время для корейской рыболовной промышленности, учитывая, что уже к 2009 году останется не более десятка серьезных заводов!..
Первое впечатление о Корее можно охарактеризовать одним словом: «любопытно». К моменту моего первого посещения этого государства я имел достаточно богатый опыт зарубежных поездок по Европе, Америке и особенно по странам Востока и Азии. Южная Корея – страна, где сплелись японская и американская культуры. Здесь здание, построенное в японском стиле, вполне может быть увенчано католическим шпилем с христианским крестом. Такой же весьма сумбурный колорит царит во всех сферах культуры, быта, экономики и производства. Не могло подобное положение дел не отразиться и на производстве рыболовных снастей.
Свое путешествие по рыболовным заводам я начинаю в городе Инчон, который является промышленным центром Южной Кореи. Меня в первую очередь интересуют заводы по производству спиннингов, и большинство их сосредоточено в двух городах: Инчоне и портовом городе Пусане (корейцы часто называют его Бусан). В моем списке более семидесяти заводов, которые, по имеющимся у меня сведениям, составляют основной производственный костяк страны.
Первые несколько заводов меня не впечатлили, по нынешним критериям – современный китайский ширпотреб. Расстояние между заводами столь невелико, что порой проще пройти пешком, чем проехать по необычайно узким улицам на машине. Улицы действительно настолько узкие, что после двухсторонней парковки остается один ряд, по которому, беспрестанно уступая друг другу, и перемещаются корейские автомобили. Других машин попросту нет, стопроцентная пошлина на ввоз – непреодолимый барьер. Единичных водителей на иномарках здесь явно не жалуют: гражданское сознание, понимаешь ли!
Очередной заводик невелик, но в офисе я сталкиваюсь с менеджером одной из всемирно известных японских компаний. Он о чем-то оживленно на повышенных тонах общается с хозяином завода. При виде русского (вернее, европейца – о русских и в Японии-то слышали мало, а для Кореи мы и вовсе в диковинку, причем до сих пор!) уважаемый менеджер тихо исчез. Я, честно говоря, даже не понял, как – наверное, в стиле «ниндзя».
Хозяин завода – весьма радушный человек, что впрочем, можно сказать о большинстве корейцев. Качество продукции – вернее, той единственной модели, которую выпускал завод и на которой красовалась весьма популярная в мире и в том числе и у нас японская марка – было неплохое. На вопрос о стоимости прозвучал ответ, который вызвал изумление даже у меня, несмотря на попытки сохранять на переговорах невозмутимый вид. Однако невысокая цена была обусловлена тем, что завод в течение года выпускает всего одну модель, при этом с размещением на изделии любой торговой марки проблем нет. Но нас интересовал комплексный подход с созданием целой программы удилищ, производимых в строгом соответствии с запросами и спецификой рыболовов России, Украины и Беларуси. По этой причине от весьма соблазнительного предложения пришлось отказаться.
В результате десяти дней поездок мы посетили семьдесят шесть заводов, которые по той или иной причине нас не устроили. Как оказалось, создать отдельную программу удилищ – дело весьма непростое. Основная проблема состояла в том, что большинство руководителей заводов имели весьма скромное представление о самом процессе рыбалки и специфике спиннинговых снастей. В большинстве случаев разработкой удилищ занимались специалисты из Японии или Америки. Корейцы лишь изучили технологические этапы производства, и то на уровне продвинутых пользователей, так сказать, не влезая в глубь технологий. Являясь организаторами производства, они с одинаковым удовольствием готовы были изготавливать и лыжные палки, и углекомпозитные антенны – все, что угодно заказчику. Вырисовывалась весьма печальная картина с большим количеством производств при явном отсутствии профильных специалистов. Исключение составляли лишь заводы, которые находились под контролем крупных мировых производителей, но доступ к этим заводам находился под строгим контролем и, так сказать, «развернуть» на них свою программу вряд ли кто-то позволил бы.
В результате стало очевидно, что построить программу «Серебряный ручей» с теми задумками и размахом, как мы планировали, на существующих корейских производствах нельзя. Тем не менее, отсутствие результата – это тоже результат. Отсутствие результата еще более подтвердилось, когда мы увидели несколько пробных заказов, сделанных на нескольких корейских заводах, получив далеко не то, что хотели.
Вывод напрашивался сам собой: нужно организовать собственное производство. Но, как гласит народная мудрость, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Сделать это оказалось значительно сложнее, чем я предполагал в самых пессимистических прогнозах. Изначально возникла идея создать производство на территории России, но ни экономически, ни организационно это сделать оказалось невозможно. Как показал опыт изучения организации производства вне зависимости от страны, будь то Япония, Америка, Корея или нынешняя «фабрика мира» Китай, любой завод по производству удилищ – это далеко не натуральное хозяйство. Завод размещает на стороне изготовление пробковой рукоятки, колец, крепежных элементов, одним словом, всех комплектующих. Соответственно, ставить завод в России – это постоянно завозить огромный ассортимент комплектующих элементов, что с организационной точки зрения очень сложно и нерационально.
Кроме того, японская компания, оборудование которой было приобретено для производства, настоятельно рекомендовала установить его в Южной Корее. Аргументы были убедительны: японскому специалисту до Кореи лету час, до России – более десяти часов. Надо сказать, что в это время в Японии происходила смена поколений оборудования, связанная с принципиальным изменением характеристик углекомпозитов. Оборудование становилось более сложным, при этом новое поколение требовало более частого и пристального контроля. Нашей компании было предложено приобрести экспериментальный образец. Это было определенным риском, но сейчас, спустя десять лет, можно утверждать: риск был оправданным. Мы получили возможность производить продукцию, которую по уровню технологии еще и по сей день не освоили многие производственные компании.
Итак, к концу 1995 года был открыт первый экспериментальный участок. Сбывалась сокровенная мечта: создать «свой» спиннинг. Именно с этого момента началась кропотливая работа по созданию современной программы удилищ Silver Stream. Я хорошо знаком с методом разработок новых спиннингов японскими мастерами, и если вам кто-то скажет, что все это компьютерные разработки, то это значит лишь то, что человек совершенно не владеет вопросом. Японские конструкторы месяцы проводят на производствах, часто привлекая для консультаций ведущих рыболовов страны. Методом проб и ошибок создаются опытные образцы, которые «обкатываются» в условиях рыбалки. Компьютерные вычисления, безусловно, ведутся, но в основном только для расчета прочностных характеристик. Рабочие же качества спиннинга – это исключительно результат продолжительной работы конструкторов и технологов, и большинство этапов конструирования осуществляется и отслеживается вручную. Когда я вел работу над созданием первенцев нашей программы серии Silver Stream, то для каждой модели было изготовлено не менее десятка образцов. Каждая экспедиция нашей съемочной группы «Серебряный ручей» - это не только съемка очередного видеоматериала, но и большой кропотливый труд по изучению образцов новых снастей. И я твердо убежден, что успех работы в первую очередь связан с тем длинным путем, который проходит наша продукция от идеи до товара на прилавках рыболовных магазинов.
Программа спиннингов Silver Stream модельного ряда 1996 года изначально предполагала три серии по три модели в каждой. При этом решено было ввести позаимствованную у японских производителей систему градации: высшую модель серии Silver Stream обозначить буквой «Z», среднюю - буквой «Х», а самую простую, но, как показало время, очень удачную - буквой «S». В ходе работы над образцами стало ясно, что можно создать очень интересную линейку длин и тестов, которые позволят каждому рыболову сделать выбор с учетом особенностей рыбалки. Многие из вариантов моделей, сделанные в десятках вариантов, при испытаниях на водоемах отлично отрабатывали с различными типами приманок и в различных условиях рыбалки. Важен тот факт, что тестирование первой программы проводили опытнейшие и авторитетные рыболовы-спортсмены Станислав Радзишевский, Алексей Чернушенко, Василий Песков. Время неумолимо, и среди нас уже нет одного из самых опытных рыболовов – Оскара Яковлевича Соболева... Многие из советов этого опытнейшего спортсмена внедрены в современную программу «Серебряный ручей». Была проделана огромная работа, и в первый год мы смогли предложить не девять новых спиннингов, как планировали, а серьезную программу из двадцати восьми новых моделей.
Опытному рыболову не нужно долго объяснять достоинства удилищ, специалисту просто достаточно взять спиннинг в руку, чтобы оценить его уровень. Наша работа была оценена на практике: весь 1996 год наше опытное производство работало круглосуточно. Мои друзья корейцы шутили: русские открыли первый завод в Корее, который работает ночью! Спрос значительно превышал возможности цеха, который, откровенно говоря, и не был рассчитан на массовое производство.
В чем же основная причина успеха? Их несколько. Во-первых, будучи сам рыболовом с многолетним стажем и при этом работая в рыболовном бизнесе, я четко понимал, что интересно и нужно рыболовам. Много лет мы торговали продукцией фирмы Daiwa. Рыболовам она нравилась, но по причине высокой цены большинству была недоступна. Мы решили эту проблему, создав не уступающий по качеству модельный ряд удилищ в ценовом диапазоне от 35 до 85 долларов. При этом наши спиннинги были выполнены из высокомодульного графита с применением технологии «сложного строя». Кстати, этот термин ввели именно мы, и теперь им активно пользуются многие, при этом не всегда понимая его смысл. А смысл заключается в особой системе построения бланка. Когда мы в лаборатории разрабатывали новую модель, то расчеты четко показали, что получить задаваемые нами характеристики невозможно из-за свойств материала. Именно тогда и родилась идея применить в одном спиннинговом бланке серию разных графитов.
Вот тут-то – при выборе материалов – и начинается основная работа конструкторской группы. Компания «Серебряный ручей» первая применила бланки с комбинированными графитами, заложив понятие «сложный строй».
Впервые в мире на нашем производстве был применен многолистовой крой. Формообразование бланка происходит путем раскроя нескольких сортов графитовой ткани с экспериментальным подбором оптимальных характеристик. Комбинированный крой – это несколько лет экспериментов и испытаний, результаты которых подтверждены безупречной работой и репутацией спиннингов среди опытных рыболовов. При этом повторить разработанную нами технологию пытались многие, но отказались из-за весьма кропотливого и длительного процесса разработки технологии и образцов. Кроме того, по нашему заказу японский концерн разработал специальное связующее для работы с комбинированными углекомпозитами.
При проектировании спиннингов большое внимание было уделено сенсорным способностям бланка и готового удилища в сборе. Для придания спиннингу особой чувствительности бланк имеет большую конусность. Кольца из титановой арматуры смонтированы с применением японских крепежных нитей и лаков, разработанных и рекомендованных концерном FUJI. На спиннингах установлена специальная сенсорная модель катушкодержателя, усиливающая акустический эффект.
Разработка одной модели спиннинга с комбинированным графитом занимает очень много времени и требует изготовления большой серии опытных образцов, но результат работы налицо. Наши удилища отличаются особыми характеристиками строя, так что сложная работа приводит к «сложному строю» и, как результат, к неординарному спиннингу. Надо сказать, что опытные рыболовы оценили наш труд сразу. В сеть наших магазинов стали приходить люди не по рекламе, а с водоемов, так сказать, по сарафанному радио. Можно много и усиленно давать рекламу, но нет более высокой оценки и признания, чем рекомендация рыболова, полученная прямо на водоеме.
Наша работа была высоко оценена рыболовами-практиками, но впереди был самый сложный этап – внедрение в серию профессиональной линейки спиннингов «Серебряный ручей». Причем именно внедрение в серию, так как работа над образцами велась с самого основания опытного цеха. Это был самый ответственный шаг, так как если серии Silver Stream, Triumph, Uragan, Reflex и, конечно же, серия Tsunami были явно вне конкуренции по соотношению цена-качество, то профессиональные серии Taifun, Silver Creek и наша гордость – ультралайтовая серия Extreme line – это уже уровень ведущих мировых производителей. Сделать высококлассное удилище именно в профессиональных сериях и при этом значительно более дешевое – задача не из легких. В создании элитных серий ключевую роль сыграла покупка экспериментального японского оборудования – термовиброкатов. Термовиброкаты – это машины, позволяющие получать бланки с моноструктурой. Их принципиальное отличие от машин предыдущих поколений заключается в технологии изготовления бланка удилища. После выполнения технологического цикла вы получаете бланк, состоящий практически из мономатериала. Именно эту технологию мы назвали «бесшовной», и до настоящего момента ее освоили единицы. Она требует не только специального оборудования, но и особо подготовленной углекомпозитной ткани. Описанию технологии изготовления можно уделить не одну страницу сухих научно-технических терминов, но думаю, что читатель вряд ли будет за это благодарен. Скажу лишь вкратце, что материал формируется на дорне (металлическом инструменте, являющимся подосновой для получения бланка-заготовки) без применения дополнительной клеевой основы. Кстати, как это ни странно, именно с проблемой изготовления высококачественных дорнов – основного инструмента для получения бланка – мы столкнулись в Корее. Символично, но до сих пор все дорны мы изготавливаем на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России. Найти в Корее инструментальные производства надлежащего уровня мы так и не смогли, хотя, обойдя ряд инструментальных заводов и оценив их возможности, скорее, просто не захотели.
Но вернемся к технологии. Формообразование происходит под действием давления и температуры за счет диффузионных процессов в самом материале, что позволяет получить однородный бланк малого веса и повышенной плотности и прочности. Подобный процесс гарантированно исключает все внутренние дефекты: на термовиброкате установлена следящая система рентгенографического контроля. Именно по этой причине программа удилищ «Серебряный ручей» так славится среди рыболовов своей надежностью. Подобную технологию применяют немногие производители: в первую очередь, из-за высокой стоимости оборудования, во вторую – из-за длительного периода формообразования и невысокой производительности. Но принцип «лучше меньше, да лучше» для компании «Серебряный ручей» стал основным при производстве наших элитных серий. Возможности производства удилищ серий Taifun, Silver Creek, Extreme line ограничены и по сей день, и именно по этой причине в сезон их сложно найти в продаже.
Следует отметить, что, проектируя серию Taifun, мы применили массу оригинальных решений. За счет увеличения конусности бланка к комлю была значительно увеличена чувствительность. Монтаж колец производится до нанесения лака и грунтовки. Это значительно увеличивает информативность, но, к сожалению, снижает производительность и усложняет процесс окраски. Комель бланка, на котором установлен катушкодержатель, также обладает высокой сенсорной способностью. Конструкция катушкодержателя позволяет усиливать информацию, которую рыболов получает от приманки, что обеспечивает надежный контроль проводки приманки даже на больших расстояниях и в сложных условиях: ветер, волна, быстрое течения, осторожная поклевка. Специальная система стыка колен New system of a joint обеспечивает надежное крепление, равномерное перераспределение нагрузки и долговечность стыка. Монтажный конический элемент вклеен таким образом, чтобы в случае приложения чрезмерной нагрузки компенсировать избыточное усилие и предотвратить сворачивание и разрушение колен. Система стыка также обеспечивает повышенный акустический эффект. Работая над дизайном удилища, мы преследовали цель сделать его максимально информативным, гармоничным и неординарным. По прошествии многих лет можно уверенно сказать, что это нам удалось. Лучшим подтверждением моих слов являются тысячи опытных рыболовов-спортсменов, эффективно использующих эту модель как в любительской рыбалке, так и на соревнованиях самого высокого мирового ранга.
Нельзя не сказать несколько слов и о серии Silver Creek, которая обладает самой широкой линейкой длин и тестов. На мой взгляд, именно эта серия является воплощением «принципа разумной достаточности» для опытных рыболовов-любителей. Она вобрала все лучшие технологические решения, при этом за счет применения комбинированных графитов и массовости производства ее цена в два с лишним раза ниже достойных сравнения удилищ ведущих производителей мира. Большая заслуга в этом японского концерна FUJI, который любезно предоставил технологию оснащения бланка спиннинга комплектующими элементами. Наша компания позаимствовала массу технологических тонкостей у японских специалистов, и это во многом предопределило популярность и надежность этой серии. Судите сами: за пятнадцать лет произведено более семидесяти тысяч спиннингов Silver Creek. По нашим оценкам, ими ловят более пятидесяти тысяч рыболовов в Украине, России и Беларуси.
Юрий Заславский